Странное время для россиянина – выходные. Свободного времени много, а занять его нечем. Раньше спасал телевизор, сейчас выручает интернет. Но осталась в стране достаточно большая прослойка, которая смотрит ТВ. И речь идет не о тех, у кого есть приставки и плазма подключена к интернету, а о тех, кто предпочитает канал «Россия1» и в частности юмористические программы на этом канале.
Раньше подобный юмор был востребован, поскольку не было другого. Не было альтернативы Евгению Вагановичу Петросяну и его артистам. Пятничный вечер и выходные всегда проходили под аккомпанемент плоских шуток и не слишком смешных миниатюр. Но сегодня, когда к услугам человека любой контент со всего мира за несколько сотен рублей в месяц, люди продолжают смотреть «Юморину», «Кубок Юмора», «Кривое зеркало» и прочие шедевру от Степаненко, Винокура, Гальцева, Ветрова и компании. Чем это объяснить?
Возможно, для многих будет открытием, но все вышеперечисленные люди не только записываются для ТВ, но и с успехом гастролируют по стране, собирают концертные залы и стадионы. Люди готовы платить деньги за то, чтобы получить удовольствие от такого юмора. Как объяснить этот феномен?
Все очень просто. Артисты продолжают эксплуатировать остатки своей популярности из конца 90-х – начала 2000-х годов. Если прийти на любой подобный концерт, то можно легко заметить, что публика на нем в основном возрастная (50+). Многие зрители, находящиеся на заслуженном отдыхе приходят на подобные шоу с уже ставшими взрослыми детьми, чтобы скоротать выходной и праздничный вечер в компании любимых артистов пародийного жанра. Однако качество подобных шоу очень часто оказывается ниже даже тех программ, которые показывают по телевизору. На телевиденье способный режиссёр монтажа может немного сгладить эффект плоского и низкокачественного юмора. При живых выступлениях такого эффекта добиться невозможно.
Люди продолжают стремиться к веселью и требуют, чтобы ТВ их развлекал и смешил. Но смешил не в соответствии с современным контекстом, а с тем, что было раньше, в их молодости. Именно поэтому у поколения постарше более востребована «Смехопанорама», а не «Камеди Клаб». Целевая аудитория канала «Россия 1» — люди старшего поколения. Канал ТНТ ориентируется на молодежь. Казалось бы, с возрастом люди должны становиться мудрее, опытнее, рассудительнее и разумнее. Но это миф, который призван хоть немного, но сгладить страх старения. На самом деле природа берет свое – чем старше человек, тем старее его тело, в том числе и мозг, тем труднее проходят все процессы, в том числе и мыслительные.
Если вы откроете телепрограмму канала «Россия 1» на ближайшую пятницу или субботу, то в прайм-тайм обязательно встретите там такие передачи как «Юморина» или «Юмор! Юмор!! Юмор!!!». Вот что пишут сами создатели об этих программах:
«Пародии, миниатюры и монологи в исполнении любимых артистов»
«Артисты театра «Кривое зеркало» уверены – юмир не только приносит хорошее настроение, но и укрепляет иммунитет! Осенью это особенно важно. Сегодня в выпуске: смешные пародии на телевидение и на артхаусное кино, одно из последних выступлений Яна Арлазорова, как всегда легко и непринужденно общающегося с публикой, а также частушки и пародии от самого мэтра. Проведем эти выходные весело!»
Какая ирония! В телевизионной юмористической программе, которая сама выглядит как одна большая пародия и кривое зеркало, показывают пародии на телевидение. Ярким пятном на этом фоне можно назвать пародию на «артхаусное кино». Интересно, много ли зрителей «Кривого зеркала» посмотрели артхаусных фильмов, да и вообще представляют себе, что такое артхаусное кино?
Однако как бы кто ни злорадствовал и ни иронизировал над Петросяном, Степаненко и компанией, эти артисты продолжают быть востребованы и делать кассу. Без хорошего рейтинга юмористические программы давно сняли бы с эфира. Без окупаемости концертов не было бы афиш о выступлениях в больших залах и крупных городах. Потому что каждый выбирает по себе и уровень образования, и уровень развития, и уровень юмора. Хотя похоже, что уже и сами артисты устали от своих шуток.
Ходили когда-нибудь на концерт юмористов? Что думаете по поводу качества их юмора? Хороший коммерческий продукт или очередной способ собрать деньги с населения? Свое мнение пишите в комментариях! Обсудим! Не забывайте про лайк и подписку, если было интересно!