Как спокойно принимать критику

Первое, что действительно нужно сделать, когда вас критикуют, – определить, стоит ли принимать критику ко вниманию. Второе – насколько спокойно это нужно сделать.

Как-то раз мне с насмешкой сказали, что, дескать, я не люблю, когда меня критикуют. Я была еще не очень «зубастая» и почти расстроилась. Захотелось как-то доказать обратное! Что на самом то деле я очень-очень люблю, когда меня критикуют! Тут я очнулась и спросила в ответ: «А Вам что – действительно доставляет удовольствие, когда Вас критикуют?». Этот пример абсолютно беспредметной и нелогичной критики, которую нужно просто пропускать мимо ушей. Собаки лают – караван идет.

Еще один вид критики, которую категорически не нужно принимать ко вниманию, – это критика того, что изменить нельзя. Тип фигуры, тембр голоса, способности (например, вы больше гуманитарий, а не математик), специфические особенности, обусловленные состоянием здоровья и тому подобное.

Также важный вопрос в принятии критики: от кого исходит критика. Стоит ли принимать критику, если человек некомпетентен или если это просто тролль в интернете? Даже если это добрый и умный человек, он – ваша «целевая аудитория»? Вам важна оценка этого человека? Именно в этой сфере вашей жизни?

Например, руководитель критикует работу подчиненного, потому что указывать на ошибки — одна из его задач, инструмент для получения наилучшего результата. И подчиненный заинтересован в том, чтобы его рабочая деятельность нравилась руководителю. Когда близкие люди критикуют ваше поведение дома – это своего рода способ договориться о том, как дальше жить долго и счастливо.

Но если руководитель критикует семейные отношения своего починенного, он сует нос не в свое дело. И если близкие критикую вашу работу, не будучи компетентными специалистами, то вряд ли стоит внимательно относится к этим словам.

Второй важный вопрос: нужно ли спокойно принимать критику?

Любую критику? Даже если критика неуместна или несправедлива? А если она больше похожа на оскорбление?

На самом деле довольно часто самой адекватной реакцией на критику будет именно защита вплоть до проявления агрессии. Защищать себя, не испытывая чувства вины при этом – это нормально!

Расстраиваться, когда критикуют – это тоже нормально. Спокойно нужно принимать не саму критику, а свои эмоции по поводу этой критики. Принимать и проживать. Внешне можно не показывать своего расстройства. Но не стоит обманывать себя и уговаривать, делая вид, что вам все равно, что о вас думают важные для вас люди. Это ненужная защита, которая мешает развиваться.

Таким образом, спокойное принятие критики – это отделение рациональной составляющей от эмоций. То есть восприятие критики как обратной связи.

Конструктивная критика – это указание на детали в поведении или результате деятельности, которые не устраивают, а также описание желаемого поведения или результата. Если при этом дают готовые рекомендации и инструкции, которые можно воплощать сразу, — идеальный вариант.

Но если вы читаете эту статью, скорей всего в вашем окружении есть человек или люди, которые критикуют по-другому. Неясно формулируют, неподробно, используют оценочные прилагательные, критикуют личность в целом, а не поведение.

Поэтому основной метод по работе с критикой – уточняющие вопросы и выяснение деталей.

Что конкретно не устраивает? Что хотелось бы видеть вместо этого? Как собеседник видит получение желаемого результата в условиях ограниченных ресурсов?

Перевод внимания с проблемы на ее решение помогает снизить эмоциональный накал и получить конкретную информацию.

Оцените
Источник