Как ощущение отсутствия опоры мешает достижению цели

Любой человек, интересующийся влиянием мышления на успешность, конечно же слышал про важность целеполагания. Самые известные модели постановки цели –SMART, SMARTER, РАСТ, DAMB, HARD и т.д.

Если «коротенько о главном», то все эти модели о том, что:

1. Цель должна быть конкретной, измеримой. С детально и четко прописанным конечным результатом и набором промежуточных контрольных точек.

2. Основанной на ценностях, чтобы вызывать мощный эмоциональный отклик.

3. Быть ограниченной в сроках и ресурсах, чтобы не превратиться в лозунг.

Однако, согласитесь, что довольно часто при соблюдении всех условий хорошо поставленной, цель почему-то не достигается.

На днях в вебинаре одного фитнес-тренера, я услышала мысль, что неадекватно работающий вестибулярный аппарат ограничивает тело в движении, не позволяет достигать поставленных целей.

Если тело не получает достаточно информации о том, в каком оно положении в окружающем пространстве, то, по сути, оно не имеет опоры, первоначальной точки отсчета и оказывается не способно на полноценное действие.

Давайте возьмем в качестве примера задачу про то, как добраться из точки А в точку В. Если координаты точки А неизвестны, можно сколько угодно расписывать координаты точки В, но простроить пусть из А в В не получится.

И я подумала, а вдруг задача про точки А и В верны и для психики тоже.

Стала искать подходящие психотерапевтические теории и нашла!

Парадоксальная теория изменений Арнольда Бейссера.

Я скажу коротко своими словами.

Цель не достигается, когда человек зависает между двумя состояниями: желаемым и нежелаемым. Желаемое состояние – это цель, четко определенная точка В. Но с точкой А, в которой он находится сейчас, человек просто не хочет отождествляться.

Он держится за привычные и устаревшие идеи и образы себя, отказывается признавать, какой он на самом деле сейчас, потому что это не приятно или даже болезненно. В итоге нет опоры для толчка, координат, чтобы определить точные первые шаги, а психическая энергия уходит на поддержание нереального образа.

Терапия в данном случае предполагает полноценное проживание опыта, с которым человек не хочет отождествляться, а также поиск ресурсов в этом опыте. И именно тогда, когда человек полностью принимает себя таким, какой он есть, у него появляется виденье пути и силы пройти этот путь.

В бизнес-контексте ближе всего к этой идее я нашла модель GROW, где буква R – это REALITY. Описание реальности и анализ того, как цель вписывается в эту реальность.

Модель была придумана в корпоративном коучинге в 80-х годах прошлого века, и сейчас не очень популярна. В настоящее время изменения в окружающем мире происходят невероятно быстро и, наверное, для корпоративного коучинга эта модель действительно устарела.

Но человек не меняется так быстро, как окружающий мир. Поэтому для коучинга личной эффективности, наверное, все же целесообразно работать над тем, чтобы по-настоящему узнать и принять себя.

Оцените
Источник