Давайте будем честны! Не всегда мы хотим общаться с какими-то людьми. И не всегда нам выгодно позитивное и взаимовыгодное общение. Предлагаемые в статье способы отлично подойдут, если ваша цель:
- поссориться с собеседником или обидеть его;
- вызвать неприязнь к себе;
- «прогнуть» собеседника, вызвать у него состояние беспомощности;
- быстро отбить желание с вами общаться.
Вы можете пойти напрямую и использовать неудобные или социально неодобряемые способы испортить отношения. Но если вы не умеете драться и вообще плохо переносите прямые конфликты, то можно и «втихушку».
Если же ваша цель – построить долговременные ресурсные для обеих сторон отношения или наладить существующие, то этот список тоже будет полезен. Возможно, вы неосознанно, без злого умысла делаете что-то из этого списка. «Поймав» себя, вы сможете изменить свое поведение и тем самым наладить общение.
Также возможно, прочитав этот список, вы узнаете поведение некоторых людей в вашем окружении. И за счет осознания того, что происходит, как минимум снизите свою эмоциональную реакцию на происходящее.
Итак!
- Используйте негативные оценочные прилагательные, навешивайте ярлыки. Примеры: «глупости ты говоришь», «это бред». Можно более легкий вариант: «в принципе не очень плохо», «с точки зрения … это может быть даже пригодилось бы».
- Игнорируйте высказываний собеседника, демонстрируйте пренебрежение его высказываниями. Можно потренироваться заранее – представьте, что вашу речь прервал громкий звук перфоратора за стеной, сделайте временную паузу и затем продолжите говорить с того места, на котором вас прервали.
- Проявляйте активное внимание только к тем темам, которые интересны вам. Если собеседник поднимает свои темы, резко снижайте активность внимания. Начните рассматривать что-нибудь в стороне, просматривать ленту в соцсети и посмеиваться над смешными картинками. Можно перебить неважными замечаниями и вопросами не по теме: «ты прогноз погоды видел?», «скоро конец лета, быстро так пролетело».
- Выспрашивайте, задавайте вопрос за вопросом. Как будто у вас есть цель что-то разузнать, но при этом сохранить в тайне от собеседника, что именно. На его вопросы отвечайте уклончиво либо игнорируйте их.
- Задайте вопрос и, когда собеседник начнет увлеченно отвечать, отвлекитесь. Если он замолчит или снизит энергичность речи, вернитесь вниманием и поддержите, попросите продолжать, повторите последние слова. И опять отвлекитесь. Это можно делать не в одном разговоре, а вообще. Инициируйте общение и, как только почувствуете интерес, пропадите. Через некоторое время снова появитесь, постарайтесь вызвать интерес и опять пропадите.
- Представляйте все, чем гордится человек, как неудачи или слабости. Обесценивайте. «Ты же понимаешь, что своей карьерой и деньгами ты просто пытаешься компенсировать неудачи в личной жизни?». Когда собеседник возразит, скажите: «Ты можешь попытаться обмануть окружающих, но себе то хоть не ври!». Или «Прекрати оправдываться, вертишься как уж на сковороде!». Если собеседник просит указать на факты, скажите: «Ну вот ты даже не способен разглядеть это в себе!».
- Рассогласовывайте вербальные и невербальные сообщения. Самое простое: говорите «да» и отрицательно мотайте головой. И наоборот. Или перебейте и, когда вас попросят не делать больше так, извинитесь, пообещайте, что это не повторится. И тут же опять перебейте.
В заключение хочу дать рекомендацию:
Если вы заметили подобную коммуникацию в свою сторону от близких или друзей, не спешите обижаться и рвать все связи. Люди не всегда применяют эти способы осознанно и со злым умыслом. Возможно, это результат их воспитания или профессиональная деформация. Например, частое проведение сложных переговоров.
Постарайтесь договориться: объяснить, как подобное поведение влияет на вас эмоционально, и что хотелось бы взамен. Если объяснения не помогают, собеседник просто не понимает, о чем вы, то любыми способами сохраняйте эмоциональное спокойствие. На крайний случай, если эмоции зашкаливают – прерывайте на время контакт или меняйте что-то в окружении. Закройте окно, включите свет, скажите, что срочно нужно позвонить или выйти в туалет, а затем продолжите общение как бы «с чистого листа».